Французская литература
Французская литература имеет долгую и богатую историю. Традиционно считается, что она началась в 842 году с Договора Страсбурга, политического соглашения между Людовиком Немецким и Карлом Лысым, текст которого сохранился на древнефранцузском языке. Особенно заметны Средневековье благодаря эпическим поэмам, таким как "Песнь о Роланде" (ок. 1100 года), Артуровским романам Кретьен де Труа и лирической поэзии, выражающей романтическую любовь. В XVI веке процветал Ренессанс, и фигуры, такие как поэт Пьер де Ронсар, сатирик и юморист Франсуа Рабле, и эссеист Мишель де Монтень, приобрели международное признание. Французская неоклассическая драма достигла своего апогея в течение следующих ста лет в трагедиях Пьера Корнеля и Жана Расина. В то же время Мольер проявил свои обширные и разнообразные таланты в театре, особенно как писатель комедий; Жан де Лафонтен создал морализаторскую поэзию в своих "Баснях", а Мадам де Лафайет создала классический роман "Принцесса де Клев" (1678 год), обычно считаемый первым французским психологическим романом.
Вольтер, Дени Дидро и Жан-Жак Руссо доминировали в XVIII веке, особенно своими философскими произведениями, хотя они внесли значительный вклад во все жанры, и роман Вольтера "Кандид" (1759 год) отличается литературным качеством и концентрацией идей Просвещения. Другие авторы этого периода включают драматурга Пьера-Огюстена Карона де Бомарше, наиболее известного своими произведениями, такими как "Свадьба Фигаро" (1784 год), и Пьера Шодерло де Лакло, запомнившегося своим эпистолярным романом "Опасные связи" (1782 год). XIX век стал свидетелем появления ряда писателей, которые существенно повлияли на развитие литературы во всем мире, включая романистов Оноре де Бальзака, Стендаля, Гюстава Флобера и Эмиля Золя, а также поэтов Шарля Бодлера, Стефана Малларме и Артура Рамбо. К ним присоединился романтический писатель Виктор Гюго, чья творческая энергия выразилась во всех литературных формах, а также в живописи.
Французская литература XX века как продолжала ранние традиции, так и преобразовывала их, а французские авторы были удостоены нескольких Нобелевских премий по литературе. В то время как сложность французской поэзии продолжалась в творчестве Поля Валери, Гийома Аполлинера, Поля Клоделя (также важного драматурга), Сент-Джона Перса, Поля Элюара, Луи Арагона, Рене Шара и Ива Боннефуа, искусство романа получило новое направление благодаря Марселю Прусту и его произведению "В поисках утраченного времени" (1913–1927). Первая половина века также породила таких заметных писателей, как Андре Жид, Франсуа Мориак, Андре Мальро, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр, последний, вероятно, главный представитель экзистенциальной философии. Их работу в 1950-е годы продолжили "новый роман" и появление писателей, таких как Ален Роб-Грийе, Натали Саррот, Мишель Бютор, Клод Мориак, Маргарит Дюрас и Клод Симон, чьи произведения вошли в литературный канон. С 1970-х годов Мишель Турнье, Патрик Модиано, Эрик Орсенна и Жорж Перек стали ведущими романистами; феминистские писательницы, включая Элен Сиксу, Анни Леклер, Жанн Шампион и Мари Кардиналь, также внесли значительный вклад.
Литература XX века была заметна своим открытием для нефранцузских писателей: например, ирландский писатель Сэмюэл Беккет, чешский эмигрант Милан Кундера, русский эмигрант Андрей Макин и китайский изгнанник Гао Синджиан написали значительные произведения на французском языке. Жорж Сименон и Маргарит Юрсенар, родившиеся в 1903 году в Бельгии, считались французскими писателями, хотя часто жили за пределами Франции. Постколониальная литература конца XX и начала XXI веков предложила понимание напряжений межкультурной идентичности от франкоязычных писателей из Северной Африки, Субсахарской Африки и Карибского бассейна.
Произведения французских драматургов пользовались международным признанием в течение веков, начиная с комедийного театра Мольера XVII века и заканчивая кабаре XIX века, известного как "Гран Гиньоль". В театре XX и XXI веков можно выделить три важных течения. Традиционное драматургия была продолжена в основном Жаном Ануи, Клоделем, Жаном Жираду, Оноре де Монтерланом и Камю, но также развивались эксперименты как с формой, так и с содержанием. До Второй мировой войны, в частности, выделялся Жан Кокто, как и в меньшей степени Клодель, но инновации пришли с Фернандо Аррабалем, Артуром Адамовым, Беккетом, Жаном Жене и румынским изгнанником Эженом Йонеско. С 1950-х годов также значительный вклад в театр внесли режиссеры; Роже Планшон, Жан-Луи Барро, Питер Брук, Марсель Марешаль и Ариана Мнушкин в частности принимали участие как в создании новых произведений, так и в оживлении традиционных.
Философия и критика всегда играли центральную роль во французской интеллектуальной и культурной жизни. Движение сюрреализма, возглавляемое, среди прочих, Андре Бретоном, процветало в 1920-х и 30-х годах. Экзистенциализм в христианской и атеистической формах был мощной силой в середине XX века и был отстаиваем Сартром, Этьеном Гильсоном, Габриэлем Марселем и Камю (хотя он отвергал это определение). Более широко, римско-католическое вероисповедание и марксизм в ортодоксальных или пересмотренных формах оказали влияние на большое число творческих писателей, включая римско-католического Жоржа Бернаноса и Сартра, который был марксистом в своем роде. С 1950-х годов новая критика, начавшаяся со структурализма, в значительной степени вдохновленного антропологической работой Клода Леви-Стросса в "Мифологических исследованиях" (1964-1971) и "Печальных тропиках" (1955), оспаривала монополию исторического подхода к произведениям искусства, в особенности к литературе. Структурализм, не ограничиваясь литературной критикой, был важным компонентом философии среди сторонников, таких как Луи Альтюссер. Самым популярным выражением этого подхода, возможно, была работа Ролана Барта, включая "Мифологии" (1957), но его работа раскололась на различные направления - лингвистическое, генетическое, психобиографическое, социокультурное - каждое с своими сторонниками и последователями, все более втянутыми в академические и часто труднопонимаемые дебаты. Вслед за структурализмом, постструктурализм был связан с такими фигурами, как Жак Деррида, Мишель Фуко, Жак Лакан, Жюли Кристева, Жил Делёз, Элен Сису, Люс Иригарэ и Жан-Франсуа Лиотар. Другие философы, привлекающие внимание в последнее время, включают Андре Глюксмана, Бернара Анри-Леви и Мишеля Серра.